Посты в Блог

Интервью с художником Микой Зон и куратором Романом Шалгановым

фото Денис Лапшин
В рамках персональной выставки Мики Зон «Алеф», которая проходит в Галерее К320 под кураторством Романа Шалганова до 14 апреля 2024 года, мы пообщались с художником и куратором на темы популярности асемического письма, живописи, которой нам так не хватало, о разрушении искусством розовых иллюзий и, конечно же, о выставке Мики в К320.

К320: Когда мы первый раз увидели работы Мики, нас привлекла живость и экспрессивность холстов. Роман, первый вопрос к тебе — можешь ли ты вспомнить свои первые впечатления от работ Мики? Чем они тебя зацепили?

Роман Шалганов: Первым впечатлением от работ Мики был восторг! Очень не хватает сегодня такого агрессивного, яркого экспрессионизма. Этим внутренним надрывом, пожалуй, и зацепили — экспрессионизм в целом существует на грани, это такой, в определенном смысле, пограничный жанр, автор выплескивает на холст свою боль.

Вообще в искусстве сегодня стараются обходить стороной все, что так или иначе связано с болью, предпочитая драпировать неприглядную действительность красивыми "штучками". Такое искусство, конечно, тоже нужно, однако в сердце искусства как практики особого обхождения с реальностью лежит желание, скорее, разрушить розовую иллюзию, чем подпитать ее. Работы Мики — невероятно мощный прорыв в Реальность.

К320: Мика, а можешь в двух словах рассказать, что объединяет холсты, которые вы с Романом отобрали для выставки «Алеф»?

Мика Зон: На мой взгляд, холсты на выставке объединены общим набором асемического письма и совокупностью знаков «вообще».

К320: Тема асемического письма сейчас достаточно популярна среди современных художников, Роман, какой интерес для тебя, как для куратора и философа, представляет эта тема?

Роман Шалганов: Асемическое письмо привлекает меня, в первую очередь, в контексте Дерридианской мысли, в той мере, в которой она дает нам почувствовать машинерию различия в нашем сознании. Язык — это система различий, так звучит центральный тезис современной лингвистики. Ничто в знаке не обязывает его нести то или иное значение. Всякая сцепка знак+значение — это результат случайной работы функции поиска различий в нашем сознании. Само по себе это сознание формируется вокруг принципа различия. Смешение в рамках одной работы асемического письма, которое в личном мифе Мики вырастает из интереса к архаическим ритуальным практикам и взглядам на мир, с экспрессией цвета создает поразительный эффект предстояния перед чистой машиной различия, продукты работы которой не отягощены собственными значениями.

К320: Мика, ты закончил Владивостокский государственный университет по направлению дизайна. Расскажи, пожалуйста, как после такого достаточно консервативного образования ты пришел в современное искусство? Почему в качестве своего художественного языка ты выбрал абстрактную живопись?

фото Денис Лапшин
Мика Зон: Я перепробовал разные языки живописи, нельзя сказать что я навсегда «расстался» с фигуративной живописью, но сейчас мне наиболее мил именно этот, абстрактный способ. Я просто нахожу его наиболее подходящим, наиболее «естественным», для себя, схожим скорее со сложной геометрической организаций плоскости. Когда визуальная форма общей, абстрактной экспрессии заключает в себя потенциальное бесконечное множество конкретных точностей. Сейчас мне такой тип живописи позволяет собрать образ, машину внимания-высказывания эффективнее.

К320: Мика, а почему тебя так увлекает тема древней письменности, с которой неразрывно связаны твои работы на выставке?

Мика Зон: Эта тема меня привлекает скорее не сама по себе, а в общем русле моих параллельных искусству интересов, данные из которых я иногда «затаскиваю» в свою практику. В работах, представленных на выставке, скорее опираюсь лишь на визуальный флер старых алфавитов, смешивая их, а концептуальную основу моей идеи я черпал из соответствующих философских наработок уже второй половины 20-го века.

Выставка работает до 14 апреля 2024 года, записаться на посещение можно на нашем сайте или в соцсетях.

Ближайшая кураторская экскурсия и встреча с художником состоится в галерее 13 апреля 2024 года в 17:00.

Вход свободный.
фото Денис Лапшин