О проблемах художников в эмиграции, связи уехавших и оставшихся авторов, искусственном интеллекте как соавторе - искусствовед Александра Пупшева побеседовала с художником Никитой Ходаком, уехавшим в Казахстан, но оставшимся верным своему призванию.
Никита, привет, как ты? Как живется и работается в эмиграции? Твое творчество было тесно связано с российским городским пространством - чувствуешь перемены в себе и в своих работах, созданных в Казахстане?
Никита: После отъезда я не сделал ни одного проекта, связанного с муралами. И это для меня очень большая потеря, потому что я нахожусь в максимально творческом самовыражении, когда реализую масштабные работы на фасадах зданий. Это перемены в худшую сторону, потому что у меня нет возможности здесь создавать проекты такого плана.
Касательно моей самоидентификации, я вполне стабилен, по-прежнему воспринимаю себя как художника. Я продолжаю работать, планирую реализацию объекта, связанного с уличным искусством. К сожалению, сейчас по ряду причин моя деятельность на улице, можно сказать, заморожена, но на следующий год я планирую осуществить этот проект.
Никита Ходак – российский художник направления «Urban Contemporary». Художественную карьеру начал с рисования граффити в 2006 году. С 2016 года входит в стрит-арт группу Zuk Club. Никита сфокусирован на поиске сочетаний пост-цифрового визуального ряда и утрачивающих фигуративность образов для создания синтетических артефактов.
Какие метаморфозы, на твой взгляд, пережило российское арт-сообщество за последние полтора года?
Никита: Чем пристальнее я слежу за тем, что происходит с российским сообществом, тем с большим сожалением должен отметить факт цензуры и самоцензуры среди художников. Многие подвержены эскапизму, находят самовыражение в рефлексии. Многие уходят в работу, не связанную с концептуальным высказыванием. И мне кажется, что переход в менее фигуративные формы также является неким отражением того, что люди не готовы и не хотят разговаривать посредством языка и прямых метафор.
Стоит отметить отдельно факт того, что многие художники, которые уехали и пытаются продолжать свое творчество за границей, сталкиваются с рядом проблем в их художественной практике, которая находится в замершем состоянии. Перед всеми стоит проблема интеграции в новое общество и, в том числе, художественное сообщество. Поэтому для ряда ярких художников, которые выбрали иммиграцию, сейчас наступил период затишья и мы почти не видим их новых работ.
Как тебе кажется, сохранились ли художественные связи между уехавшими и оставшимися?
Никита: О теме сохранения связей я могу судить исключительно по своему субъективному опыту. Если первое время после эмиграции мы с коллегами активно поддерживали связь, то в определенный момент перестали. Сейчас мы практически не общаемся, и моя коммуникация происходит в основном в локальном сообществе в Казахстане, в котором я сейчас нахожусь, и изредка с коллегами, которые также эмигрировали в другие страны.
Недавно на выставке в Алматы “Driven by Dreams” были представлены твои работы, расскажи о них поподробнее?
Никита: На этой выставке я показал четыре работы, выполненные в технике ассамбляжа: триптих “Incentive” и отдельную работу "Incentive: Forward". В них я рассуждаю на тему скорости, не используя прямые фигуратив, а пытаясь расшифровать это понятие исключительно через образы. Это абстрактная геометрия, экспрессивная в элементах. То есть я деконструирую какие-то формы, которые вызывают у меня ассоциации с движением и мечтой. Это заложено в основной концепции выставки и позволяет работать с композицией, цветом и объёмом.
Я знаю, что в своей практике ты активно пользуешься нейросетями, воспринимаешь ли ты условную “машину” как инструмент или как соавтора?
Никита: Тут случился очень важный момент в моей художественной практике. Если ранее я воспринимал машину как инструмент, то в последнее время продвинутые версии показали мне возможность к сотворчеству. Поэтому в определённой степени нейросеть сейчас выступает в моих проектах в качестве соавтора, потому что она предлагает действительно уникальные решения.
Работы Никиты можно посмотреть и приобрести в пространстве галереи К320, а так же вы можете написать нам в форме на сайте или в социальных сетях, и мы вышлем вам каталог с его работами.
Отдельная благодарность за помощь в организации интервью Булыгиной Владе.
Никита, привет, как ты? Как живется и работается в эмиграции? Твое творчество было тесно связано с российским городским пространством - чувствуешь перемены в себе и в своих работах, созданных в Казахстане?
Никита: После отъезда я не сделал ни одного проекта, связанного с муралами. И это для меня очень большая потеря, потому что я нахожусь в максимально творческом самовыражении, когда реализую масштабные работы на фасадах зданий. Это перемены в худшую сторону, потому что у меня нет возможности здесь создавать проекты такого плана.
Касательно моей самоидентификации, я вполне стабилен, по-прежнему воспринимаю себя как художника. Я продолжаю работать, планирую реализацию объекта, связанного с уличным искусством. К сожалению, сейчас по ряду причин моя деятельность на улице, можно сказать, заморожена, но на следующий год я планирую осуществить этот проект.
Никита Ходак – российский художник направления «Urban Contemporary». Художественную карьеру начал с рисования граффити в 2006 году. С 2016 года входит в стрит-арт группу Zuk Club. Никита сфокусирован на поиске сочетаний пост-цифрового визуального ряда и утрачивающих фигуративность образов для создания синтетических артефактов.
Какие метаморфозы, на твой взгляд, пережило российское арт-сообщество за последние полтора года?
Никита: Чем пристальнее я слежу за тем, что происходит с российским сообществом, тем с большим сожалением должен отметить факт цензуры и самоцензуры среди художников. Многие подвержены эскапизму, находят самовыражение в рефлексии. Многие уходят в работу, не связанную с концептуальным высказыванием. И мне кажется, что переход в менее фигуративные формы также является неким отражением того, что люди не готовы и не хотят разговаривать посредством языка и прямых метафор.
Стоит отметить отдельно факт того, что многие художники, которые уехали и пытаются продолжать свое творчество за границей, сталкиваются с рядом проблем в их художественной практике, которая находится в замершем состоянии. Перед всеми стоит проблема интеграции в новое общество и, в том числе, художественное сообщество. Поэтому для ряда ярких художников, которые выбрали иммиграцию, сейчас наступил период затишья и мы почти не видим их новых работ.
Как тебе кажется, сохранились ли художественные связи между уехавшими и оставшимися?
Никита: О теме сохранения связей я могу судить исключительно по своему субъективному опыту. Если первое время после эмиграции мы с коллегами активно поддерживали связь, то в определенный момент перестали. Сейчас мы практически не общаемся, и моя коммуникация происходит в основном в локальном сообществе в Казахстане, в котором я сейчас нахожусь, и изредка с коллегами, которые также эмигрировали в другие страны.
Недавно на выставке в Алматы “Driven by Dreams” были представлены твои работы, расскажи о них поподробнее?
Никита: На этой выставке я показал четыре работы, выполненные в технике ассамбляжа: триптих “Incentive” и отдельную работу "Incentive: Forward". В них я рассуждаю на тему скорости, не используя прямые фигуратив, а пытаясь расшифровать это понятие исключительно через образы. Это абстрактная геометрия, экспрессивная в элементах. То есть я деконструирую какие-то формы, которые вызывают у меня ассоциации с движением и мечтой. Это заложено в основной концепции выставки и позволяет работать с композицией, цветом и объёмом.
Я знаю, что в своей практике ты активно пользуешься нейросетями, воспринимаешь ли ты условную “машину” как инструмент или как соавтора?
Никита: Тут случился очень важный момент в моей художественной практике. Если ранее я воспринимал машину как инструмент, то в последнее время продвинутые версии показали мне возможность к сотворчеству. Поэтому в определённой степени нейросеть сейчас выступает в моих проектах в качестве соавтора, потому что она предлагает действительно уникальные решения.
Работы Никиты можно посмотреть и приобрести в пространстве галереи К320, а так же вы можете написать нам в форме на сайте или в социальных сетях, и мы вышлем вам каталог с его работами.
Отдельная благодарность за помощь в организации интервью Булыгиной Владе.